Влияние кофе на зубы и десна: вред и польза

Влияние кофе на здоровье человека, в частности, на зубы и десна – это достаточно противоречивый вопрос. Учитывая огромную популярность данного напитка в нашей стране, большинство любителей употреблять по несколько чашек эспрессо, латте или капучино в день хотели бы знать, как влияет кофе на внешний вид зубов и какие у данного увлечения существуют положительные и отрицательные стороны?

Следует заметить, сегодня специалисты в области стоматологии сходятся во мнении, что употребление кофе сопряжено как с положительными, так и негативными факторами, влияющими на состояние зубов и ротовой полости. Давайте разберемся с ними более детально.

Положительные факторы влияния кофе на зубы:

• Кофе, благодаря наличию в своем составе антиоксидантов, способствует предотвращению воспалительных процессов в ротовой полости и помогает активному заживлению ранок на слизистой полости рта.
  • В кофе, в отличие от не менее популярных газированных напитков, энергетиков и пакетированных соков, отсутствуют кислоты, которые, как известно, являются одним из ключевых факторов, провоцирующих разрушение зубной эмали.
  • Клинически доказано, что у людей, выпивающих как минимум по одной чашке кофе в день, ощутимо снижается атрофия костной ткани зубов.
  • Обжаренный кофе, употребляемый в умеренных количествах, помогает предотвратить появление очагов кариозного поражения в эмали за счет выраженных антибактериальных свойств (наличия катехинов и их производных), направленных, в первую очередь, против бактерий Streptococcus Mutans, которые находятся в ротовой полости и способствуют возникновению кариеса.

Уточним, все перечисленные выше позитивные факторы справедливы в отношении кофейного напитка, употребляемого в самостоятельном виде, т.е. без сахара, сливок и прочих вкусовых добавок, влияние которых следует рассматривать отдельно.

Отрицательные факторы:

• Вероятность окрашивания эмали. Как известно, зубная эмаль имеет пористую структуру, поэтому молекулы пигментных веществ, содержащихся в кофе, оседают на ней, забиваются в поры и микротрещины, вызывая тем самым окрашивание эмали в желтовато-коричневатый цвет. Кроме этого, хромогенные частицы кофе способствуют окрашиванию и мягкого налета на зубах. В результате такого действия кофе, зубы утрачивают свой белоснежный оттенок и становятся тусклыми.
  • Кофе в большом количестве способно провоцировать потемнение десенного края, с образованием на слизистой темного ореола, на котором очень хорошо размножаются представители патогенной микрофлоры.
  • При употреблении сладкого кофе с молоком или сливками возникает риск развития кариеса из-за углеводов, которые адсорбируются на поверхности зубной эмали, являясь при этом пищей для кариесогенных бактерий.
  • Еще один подвох кроется в употреблении слишком горячего кофе, особенно если это происходит на улице в холодную погоду, сюда же относится и употребление кофе вместе с мороженым (кофейный напиток гляссе). Дело в том, что из-за резкого перепада температур на поверхности эмали могут образовываться микротрещины, что вызывает повышение чувствительности зубов и, в дальнейшем, приводит к разрушению эмали. Следует отметить, что полоскание рта холодной водой сразу после выпитой чашки горячего кофе способствует проявлению аналогичного эффекта.
  • Также кофе препятствует усвоению некоторых витаминов и микроэлементов, например, кальция, магния, натрия. Чтобы нейтрализовать кофеин, в организме высвобождается кальций – это приводит к уменьшению плотности костной ткани, в следствие чего зубы становятся хрупкими и утрачивают свой блеск. Чтобы этого избежать, необходимо систематически восполнять запасы кальция в организме за счет полноценного и сбалансированного питания.

Рекомендации – как правильно употреблять кофе, чтобы избежать проблем с зубами

Таким образом, можно сделать вывод, что кофе как напиток какой-то явной опасности для зубов не представляет. Однако факторы, связанные с его употреблением, могут нанести вред как для зубной эмали, так и десны. Чтобы минимизировать риски и не отказывать себе в ежедневном приеме 1-2 чашек любимого напитка, следует придерживаться простых правил:

• Не допускайте появления на зубах микротрещин – с этой целью необходимо уделять достаточно времени гигиене ротовой полости (регулярная чистка зубов не менее 2х раз в день, правильно подобранные средства, домашняя гигиена).
  • Постарайтесь свести к минимуму употребление вместе с кофе сливок, сахара и сиропов.
  • Избегайте температурных перепадов при употреблении кофе.

И еще несколько советов от специалистов нашей стоматологической клиники, как предотвратить потемнение эмали, не отказываться при этом от кофе:

• После чашки кофе следует выпивать несколько глотков чистой и теплой воды, которая будет смывать с поверхности зубов большую часть веществ, провоцирующих потемнение эмали.
  • Предотвратить образование желтых пятен по краям зубов поможет зубная нить, применяемая для очищения межзубных промежутков.
  • Не следует пытаться убрать пятна от кофе при помощи отбеливающих полосок, поскольку они существенно повышают пористость эмали.

Если же на зубах уже стали проявляться темные пятна от кофе, то избавиться от них вполне возможно, воспользовавшись комплексной услугой профессиональной чистки и отбеливания зубов в семейной стоматологической клинике «Ибн Сина». Это позволит вернуть зубному ряду красивый естественный оттенок за одну или несколько процедур, в зависимости от состояния эмали.