Профилактика и лечение зубного камня

Регулярная чистка зубов в домашних условиях не гарантирует качественную очистку полости рта. Отложения накапливаются в местах, куда щетка не достает. Впоследствии зубной налет превращается в зубной камень, вызывающий различные осложнения и такие неприятные заболевания как: папиллит, гингивит, пародонтит.

Что такое зубной камень?

Зубной камень в своем составе содержит неорганические составляющие (от 70 до 90 процентов по разным данным), преимущественно соли кальция, прежде всего карбонат кальция и фосфат кальция, и небольшое количество солей фосфора, железа. Остальные 10-30 процентов зубного камня – это органические соединения, такие как эпителиальные клетки слизистой поверхности ротовой полости, различные микроорганизмы, белки. Именно органические соединения образуют устойчивую липкую пленку, которая прочно удерживается на поверхности зубов. При несвоевременном удалении, данная пленка взаимодействует с минеральными солями, входящими в состав слюны. На минерализацию мягкого налета необходимо от 10 до 16 часов, поэтому стоматологи рекомендуют чистить зубы как минимум дважды в день, регулярно и своевременно.

Разновидности зубного камня

Зубной камень бывает двух видов – наддесневый и поддесневый. Таким образом, в основе разделения зубных камней на два типа лежит их расположение относительно десны.

• Наддесневые камни располагаются на поверхности зубов и не прикрываются десной. Поэтому их появление легко можно заметить при осмотре. Обычно эти зубные камни имеют темный цвет с выраженным желтоватым оттенком и легко удаляются при обычной чистке зубов каждый день.
  • Поддесневые зубные камни находятся в промежутке между десной и зубом и не видны при осмотре. О наличии поддесневого камня можно догадаться по кровоточивости десны и ее отечности в данном месте. Иногда десна может приобретать синюшный оттенок. Поддесневой зубной камень обычно диагностируют при проведении пародонтологических операций или при зондировании пародонтальных карманов.

Современные методы лечения (устранения) зубного камня:

Сегодня предлагается несколько наиболее результативных методик, по которым проходит удаление зубного камня у стоматолога:

• Ультразвуковая чистка от зубного камня – инновационный и безболезненный метод удаления зубного камня. Для проведения процедуры используется специальный ультразвуковой сканер, который устраняет отложения. Благодаря ультразвуку также ликвидируются болезнетворные бактерии ротовой полости. Если у пациента тонкая эмаль, могут возникнуть дискомфортные ощущения и потребуется местная анестезия.
  • Лазерная чистка – аккуратное и безболезненное решение проблемы. Инструмент воздействует на зубной камень специальным лазером, который дробит камень. Остатки отложений устраняются стоматологом при помощи потока воды. Удаление зубного камня лазером не вызывает дискомфорта, поэтому не требует приема обезболивающих средств. Цена на удаление зубного камня зависит от количества пораженных зубов и выбранного метода.
  • Метод Air Flow – представляет собой профессиональную чистку зубов аппаратом, который подает поток воздуха и смесь из пищевой соды. Процедура не вызывает боли, может назначаться пациентам любого возраста. При помощи сильного потока воздуха и очистительной смеси с зубов снимается налет и происходит дробление твердых отложений.

После чистки зубов от камня рекомендовано придерживаться основных правил профилактики повторного образования камней, а также регулярно посещать стоматолога.

Основные меры профилактики появления зубного камня

Не допустить появления зубного камня поможет не только тщательная гигиена ротовой полости, но и забота об организме в целом. Также свести образование зубного камня к минимуму поможет соответствующая профилактика, а именно:

• Своевременно лечиться и купировать обострения хронических заболеваний (воспалительные и инфекционные процессы в организме увеличивают количество патогенных бактерий, которые способствуют образованию зубного камня).
  • Избегать курения, усугубляющего все проблемы в ротовой полости.
  • Минимизировать стрессы, ослабляющие организм.
  • Не злоупотреблять быстрыми углеводами (сладостями, газировкой, мороженым и т. д.) Это любимая еда болезнетворных микроорганизмов.
  • Отдавать предпочтение твердой пище, которая, в отличие от мягкой, не так оседает в полости рта и к тому же очищает зубы. Свежие овощи и фрукты отлично подходят.
  • Правильно ухаживать за зубами: пользоваться подходящей пастой и щеткой, не пренебрегать зубной нитью и ирригатором, каждые полгода посещать стоматолога.
  • По возможности исправить прикус брекетами или другими рекомендованными способами. Скученность зубов – благоприятный фактор для формирования зубных камней.

Семейная стоматологическая клиника Ибн Сина – центр современной стоматологии в СПб, где профилактике заболеваний ротовой полости уделяется особое внимание. Мы заботимся о здоровье пациентов и предлагаем самые безопасные, высокоэффективные методы профилактики и лечения болезней зубов и десен. Берегите себя, следите за здоровьем ротовой полости, а наши специалисты – опытные квалифицированные врачи, помогут Вам в этом!