Остеомиелит: симптомы и лечение

Остеомиелит, как общее понятие в медицине соответствующего заболевания – это инфекционный гнойно-некротический процесс, развивающийся в кости и прилегающих к ней тканях под влиянием агрессивных факторов физической, химической или биологической природы.

В стоматологии различают остеомиелит челюстей – инфекционно-гнойное воспаление, охватывающее кости челюсти и приводящее к остеонекрозу. По характеру протекания и последствиям – это весьма опасное заболевание, способное вызвать целый ряд серьезных осложнений.

Виды остеомиелита челюсти

В зависимости от причины возникновения, остеомиелит челюсти может быть следующих видов:

• Гематогенный остеомиелит. Патология развивается в результате попадания инфекции с кровью из отдаленных очагов воспаления. Болезнь поражает вначале кости челюсти и далее уже зубы. Предрасполагающие факторы: скарлатина, тонзиллит, гнойный отит, фурункулы и карбункулы челюсти. Как правило, данный вид остеомиелита развивается на фоне хронических заболеваний и, чаще всего, поражает верхнюю челюсть.
  • Одонтогенный остеомиелит. Возникает по причине проникновения инфекции в кость челюсти через корень зуба при инфицировании пульпы. Как правило, заболевание диагностируется у мужчин. Наиболее распространенное место локализации – верхняя челюсть. Предрасполагающие факторы: киста, пульпит, альвеолит, периодонтит, гранулема зуба.
  • Травматический остеомиелит. Причинами развития травматического остеомиелита являются травмы, огнестрельные ранения, переломы и т.п., при этом пораженная часть становится зоной проникновения бактерий и вирусов.

В зависимости от стадии протекания заболевания, различают остеомиелит в острой и хронической формах. Кроме того, остеомиелит может быть диффузным и ограниченным.

Основные факторы-провокаторы остеомиелита челюсти:

• Хронические заболевания вирусного происхождения;
  • Осложненный периодонтит;
  • Наличие острой патогенной инфекции в организме;
  • Травмы, ранения, переломы челюсти;
  • Хронические заболевания крови; болезни иммунной системы и пр.

Симптомы острого одонтогенного остеомиелита челюсти:

Общие признаки заболевания данного вида схожи с проявлениями других воспалительных процессов:

• Общая слабость и недомогание;
  • Приступы головной боли и бессонница;
  • Снижение аппетита, субфебрильная температура;
  • Покраснение слизистой рта;
  • Увеличение региональных лимфоузлов;
  • Подвижность зубов в области поражения;
  • Неприятный запах изо рта.

При острой форме остеомиелита также отмечается выраженный отек и гиперемия мягких тканей, регионарный лимфаденит, что, в свою очередь, вызывает асимметричные изменения на лице.

Лечение острого остеомиелита

Лечение остеомиелита в острой форме предполагает:

• Удаление причинного зуба;
  • Вскрытие гнойных очагов под надкостницей и в околочелюстных тканях;
  • Новокаиновую блокаду;
  • Остеоперфорацию;
  • Физиотерапию (УВЧ-терапия, магнитотерапия и др.);
  • Медикаментозное лечение, в т.ч. назначение иммуномодуляторов.

Об эффективности проведенного лечения свидетельствует восстановление функции челюстно-лицевой области – жевание, косметические данные и т.д.

Подводим итоги

Своевременная диагностика острого остеомиелита и качественное лечение гарантируют полное выздоровление пациента. Ошибочное диагностирование и, соответственно, ложная тактика лечения могут привести к обширному распространению инфекции, что, в свою очередь, может спровоцировать развитие абсцесса мозга, менингит, менингоэнцефалит, сепсис.

Чтобы не допустить появления остеомиелита, необходимо выполнять профилактические мероприятия:

• Своевременное лечение кариеса и периодонтита;
  • Укрепление иммунитета;
  • Профилактика травм челюсти.

Если у Вас возникли вопросы, запишитесь на прием в семейную стоматологическую клинику Ибн-Сина. В ходе консультации наш квалифицированный стоматолог расскажет, что такое острый одонтогенный остеомиелит челюсти и чем он опасен. Также в нашей клинике можно пройти профилактический осмотр стоматолога. Позвоните по телефону: (812) 557-93-15; (812) 906-08-00 или заполните онлайн форму обратной связи.