Чем полоскать рот после удаления зуба мудрости?

По статистике из всех зубов в полости рта на зубы мудрости приходится наиболее высокая частотность удаления. Каковы же наиболее распространённые причины удаления зубов мудрости:

• затрудненная гигиена вследствие удаленного расположения, в результате чего достаточно быстро начинают проявляться эрозионные процессы на эмали;
  • нехватка зубам мудрости места в челюстной кости, когда они прорезаются неправильно, например, «в щеку», или же упираются в соседние зубы, способствуя при этом их разрушению;
  • при удалении одного из зубов мудрости, другой зуб мудрости, являющийся антагонистом первого, начинает выступать в сторону отсутствующего зуба, вызывая при этом искажения в зубном ряду;
  • воспалительные процессы в прилегающих тканях и болевые ощущения в десне возле зуба мудрости.

Зачем нужно полоскать полость рта после удаления зуба мудрости?

В течение первых 24 часов после удаления зуба мудрости полоскание полости рта категорически запрещено. Дело в том, что такая процедура, выполненная преждевременно, может спровоцировать вымывание в ране естественной пробки в виде кровяного сгустка, в результате чего рана и надкостница в ней станут незащищенными от попадания болезнетворных микроорганизмов. В случае проникновения микробов внутрь раны может развиться альвеолит или остеомиелит.

Для чего рекомендуется полоскание рта после удаления зуба мудрости:

• с целью профилактики инфицирования и осложнений гнойно-септического характера;
  • для ускоренного заживления десны;
  • для уменьшения послеоперационного отека и снятия воспаления.

Чтобы исключить появление осложнений в процессе полосканий необходимо получить консультацию стоматолога, поскольку только квалифицированный специалист может точно установить – можно ли полоскать рот после удаления зуба. Помните, любая лечебная процедура является полезной только тогда, когда от нее будет неоспоримая польза в каждом конкретном случае!

Показания к полосканию

В норме слизистая в ротовой полости обладает необходимым местным иммунитетом, способным защитить рану от возможного инфицирования. Как известно, слюна в своем составе содержит естественный антибиотик – лизоцим, который способен уничтожать патогенную микрофлору, благодаря чему рана будет самоочищаться. Однако, могут иметь место ситуации, когда местная защитная реакция является недостаточной или ослабленной – именно в таких случаях и возрастает риск инфицирования и последующих осложнений.

В каких случаях показано полоскание после удаления зуба мудрости:

• когда воспаление (пульпит или периодонтит) уже имело место на момент проведения операции;
  • если в ходе операции производилось вскрытие десны, при этом имела место дополнительная травматизация, например, при наличии флюса возникла необходимость установки дренажа;
  • в случае наличия в ротовой полости нелеченых заболеваний воспалительного характера (стоматит, кариес, зубной камень и пр.).

Во всех вышеперечисленных случаях существует высокий риск инфицирования свежей раны, поэтому полоскания являются необходимой мерой для обеспечения надлежащей дезинфекции в полости рта, уничтожения бактерий, снижения риска появления осложнений. Как правило, в большинстве подобных случаев дополнительно назначают прием лекарств внутрь – антибиотиков и нестероидных препаратов противовоспалительного действия.

Чем полоскать рот после удаления зуба мудрости?

Как уже отмечалось выше, при любых обстоятельствах в течение первых 24 часов после удаления зуба с корнем полоскания полости рта категорически противопоказаны.

Уже со второго дня можно аккуратно с минимальной интенсивностью полоскать рот различными растворами антисептиков. Чем полоскать полость рта после удаления зуба в Вашем конкретном случае сможет определить стоматолог-хирург с учетом ряда факторов, поэтому не следует назначать себе полоскания самостоятельно.

При выборе средства для полоскания стоматолог принимает во внимание следующие факторы:

• состояние раны;
  • сложность операции;
  • возраст пациента;
  • индивидуальную непереносимость некоторых компонентов.

Какое средство может быть назначено для полоскания?

• Мирамистин – действует против инфекций бактериальной, грибковой и вирусной природы. Прописывают обычно 3-4 полоскания в день, сроком до недели. Лекарство можно применять в любом возрасте, при беременности и кормлении грудью.
  • Хлоргексидин – обладает выраженным дезинфицирующим действием при обработке ран от бактерий, некоторых вирусов и простейших микроорганизмов. Для стоматологических процедур назначается раствор 0,05 % в виде ванночек и полосканий трижды в день. Большим преимуществом хлоргексидина является его длительный антисептический эффект – до четырех часов после применения.
  • Фурацилин – препарат из категории сильнодействующих антибиотиков, который кроме дезинфекции также способствует быстрому заживлению ран. Фурацилин выпускается в виде таблеток, поэтому раствор для полоскания на его основе нужно готовить самостоятельно, размешав 1 таблетку в 100 мл физраствора. Периодичность полоскания раны 3-4 раза в сутки, в течение 5-6 дней.
  • Хлорофиллипт – дезинфицирующее средство, особо губительное для стафилококков, наиболее эффективно для пациентов с сопутствующими хроническими заболеваниями, вызываемыми стафилококком – ангинами, фарингитами и пр. Курс лечения назначается врачом индивидуально.

Кроме перечисленных выше средств, также полезными будут правильно приготовленные отвары и настои из лечебных трав (ромашки, календулы, коры дуба, шалфея, зверобоя). Сама по себе процедура полоскания рта после удаления зуба мудрости должна быть максимально бережной и щадящей.

Чем не рекомендуется полоскать рот после удаления зуба мудрости:

Не следует полоскать полость рта после удаления зуба мудрости растворами, содержащими соль, йод и марганцовку, поскольку эти средства обладают выраженным раздражающим действием в отношении воспаленной слизистой, а также могут провоцировать появление химического ожога.

Заключение

Обращаем Ваше внимание, без консультации врача-стоматолога нельзя точно знать, можно ли полоскать полость рта после удаления зуба мудрости и чем это делать для достижения оптимального эффекта. В ряде случаев, обрабатывая место операции на свое усмотрение, т.е. без назначения специалиста, можно навредить своему здоровью.

Стоматологи семейной стоматологической клиники «Ибн Сина» всегда готовы поделиться с Вами важной информацией для того, чтобы Вы – наши пациенты был