Как сохранить зуб после удаления нерва?

Несвоевременно вылеченный кариес, приведший к глубоким кариозным поражениям в зубной эмали и тканях дентина– это основная причина пульпита или, другими словами, воспалительного процесса в нервно-сосудистых волокнах во внутренней полости зуба (пульпе). По мере развития кариеса патогенная микрофлора нарушает целостность эмали, затем дентина, в результате чего нерв оголяется и реагирует на любые воздействия острыми приступообразными проявлениями боли. В таких случаях единственным способом утихомирить нестерпимую зубную боль и устранить причину ее появления является удаление зубного нерва. Следует отметить, что в современной стоматологии удаление зубного нерва (депульпирование) является наиболее распространенным методом сохранения единицы зубного ряда.

Показания к процедуре удаления нерва в зубе:

• непереносимая зубная боль;
  • глубокое кариозное поражение тканей;
  • хронический пульпит, в том числе бессимптомный;
  • воспаление, распространяемое от верхушки зубного корня;
  • наличие близко расположенной пульповой камеры, что является прямой угрозой развития периодонтита;
  • травматические поражения, приведшие к оголению нерва и разрушению зуба;
  • врачебная ошибка при лечении кариеса, что предопределяет необходимость ее исправления;
  • необходимость проведения протезирования при анатомической особенности строения и положения зуба (пульповой камеры).

Следует понимать, что квалифицированный стоматолог никогда не назначит столь серьезную процедуру лечения проблемного зуба, как его депульпирование, пока есть хотя бы незначительная возможность сохранить зуб.

Удаление нерва не всегда гарантирует сохранность депульпированного зуба. В ходе проведения процедуры депульпирования крайне важна правильная техника и соответствующие квалификационные навыки стоматолога, а также грамотно подобранное лечение. Именно по этой причине нельзя однозначно сказать, сколько сможет прожить зуб после того, как он лишится нерва.

Последствия депульпирования

Пульпа играет ключевую роль в процессах жизнеобеспечения зуба:

• принимает непосредственное участие в образовании вторичного дентина;
  • обеспечивает поступление питательных веществ к твердым зубным тканям, благодаря чему в них происходит непрерывный процесс минерализации.

После удаления нерва зуб утрачивает способность восстанавливать в своих тканях минеральные вещества, поэтому неизбежно превращается в мертвую структуру. Однако, является заблуждением мнение о том, что зуб после удаления нерва склонен к быстрому разрушению, а потому совсем скоро пойдет под щипцы. Дело в том, что дентину не требуется постоянная подпитка минеральными веществами, и в состоянии без пульпы зуб сможет прослужить не менее 10 лет, конечно же, при условии соблюдения соответствующих рекомендаций стоматолога, а при правильном восстановлении и вовсе сможет простоять до конца жизни человека.

Методы восстановления зуба после удаления нерва

Рассмотрим основные методы, направленные на увеличение продолжительности эксплуатации депульпированного зуба:

• Пломбирование. Данный метод является обязательным в том случае, когда основной целью стоматолога является обеспечение сохранения зуба в целости. Однако, следует понимать, что даже при установке самого качественного пломбировочного материала зубные ткани все равно могут расколоться. Если это случилось и раскол затронул корневую часть, то такой зуб потребуется удалить и в дальнейшем провести процедуру имплантации.
  • Установка коронки. В ряде случаев стоматолог может порекомендовать установку металлокерамической коронки. Данный метод позволит обеспечить надежную безопасность внутренней полости зуба от проникновения в нее патогенной микрофлоры благодаря плотному прилеганию к десне.
  • Установка керамической вкладки. Для восстановления зуба после удаления нерва также могут применяться специальные керамические вкладки. Данный метод можно использовать только тогда, когда сохранилось не менее 30% коронковой части зуба. Вкладки из керамики, благодаря большей прочности и долговечности по сравнению с обычными пломбами, позволяют значительно продлить эксплуатационный ресурс зуба. Восстановленный таким образом после депульпирования зуб может прослужить еще минимум 10-15 лет.

Рекомендации по сохранению зуба после удаления нерва

Рекомендуем Вам придерживаться некоторых рекомендаций, соблюдение которых обеспечит существенное продление срока службы депульпированного зуба:

• Перед лечением для обеспечения лучшей визуализации можно сделать 3D-томографию. Данный метод исследования позволит специалисту заглянуть во все слои зубных тканей, и тем самым увидеть дополнительные каналы и специфические особенности строения корней, а также позволит свести вероятность ошибки к минимуму.
  • Поскольку без доступа питательных веществ повышается пористость эмали и увеличивается риск разрушения, то с целью предотвращения таких последствий следует пользоваться теми пастами, которые порекомендовал Ваш стоматолог.
  • Эмаль в «мертвом» зубе в большей степени подвержена разрушению, при этом кариес протекает бессимптомно. Профилактический осмотр дважды в год у стоматолога поможет своевременно выявить кариозные полости и своевременно пролечить их.
  • Не следует допускать во время приема пищи перепадов температуры, по этой же причине не нужно сочетать горячую и холодную пищу.
  • Нельзя нагружать хрупкие зубные ткани твердыми продуктами, например, орехами или жестким мясом, также следует уменьшить употребление цитрусовых соков.
  • Поскольку во время лечения депульпированного зуба иссекаются пораженные кариесом ткани, то стенки зубной единицы неизбежно утончаются. При этом возрастает риск перелома при жевательных нагрузках – от скола зубных стенок защитит установка коронки.

Также мы рекомендуем 1-2 раза в год проходить процедуру профессиональной чистки, чтобы максимально полно убрать отложения с патогенными микроорганизмами в самых труднодоступных участках.